Статьи

О первом главном русском вопросе.

 

На Руси издавна есть два главный вопроса. 1. Кто виноват? И 2. Что делать? И хотя Чернышевский первый вопрос вроде бы опустил, наши люди упорно продолжают его задавать. Почему мы так часто и упорно ищем виноватых? И вообще: полезно ли это? Давайте разбираться.

 

Есть такой кинорежиссер. Славик Цукерман. Он родился в СССР, в 70-е уехал в Израиль. Ведет блог на Снобе. Вот как он описал коренное на его взгляд отличие россиян от людей "западных".

 

"Несколько лет назад я снимал фильм в Москве. В самом начале съемок я обратил внимание на то, что некоторые из самых опытных членов съемочной группы, сталкиваясь с проблемой, вместо того чтобы в срочном порядке решать эту проблему, начинают страстно выяснять, кто виноват в том, что эта проблема возникла. Я заменил этих работников на молодых людей, выросших в эмиграции, куда они попали маленькими детьми, а затем вернувшихся в Россию. И больше никто не искал на съемочной площадке виноватых. Возникающие проблемы решали дружно все вместе."

 

Забавно правда? Наши люди бросают все, и усердно ищут виноватого. Зачем? А потому что так выгодно. У наших людей такой опыт. Потому, что обычно в таких ситуациях подключается начальство, а то и органы, находят виноватого, наказывают его примерно. И успокаиваются. Злой умысел пресечен. Урок другим злоумышленникам дан. Значит дальше все будет хорошо. Но хорошо обычно не случается. Потому что причина не во вражеских происках. А в системе взаимоотношений между людьми.

 

Но я отвлекся. Так почему люди у нас так усердно ищут виноватых? А что бы не стать виноватыми самим. Ведь что такое поиск виновных? Это прокуратура, следствие, суд, приговор и наказание. Ну кто же хочет быть наказанным? Значит надо захватить роль прокурора. А то и судьи. Тогда обвиняемым придется становится другому. Что и требовалось.

 

Однако с точки зрения выгоды общества выглядит это мягко говоря сомнительно. Работа останавливается. Задачи не решаются. А все жутко заняты. Заняты в сущности пустой деятельностью: определением кто на этот раз станет козлом отпущения. Мало того. Козлом часто становится хороший специалист в деле. Который не специалист в вопросе как не стать козлом.

 

Процесс определения этого козла тоже дело пустое. Ведь в большинстве случаев ситуация возникла в результате коллективного взаимодействия людей. Где каждый совершал какие-то поступки. А поступки каждого были обусловлены поступками других людей. Поэтому можно считать, что действия людей были вынужденными. Не самостоятельными. А значит настоящая причина это взаимодействие людей. А не чьи-то отдельные поступки.

 

Да и перекинуть вину на другого, имея некоторый опыт, весьма несложно. Надо взять предыдущий шаг другого человека, и обвинить во всем его. Мол если бы ты не сделал этого, то я бы не сделал другого. И ничего бы не случилось. Значит причина всего случившегося ты. Знакомо? :)

 

Знакомо. Так может сразу переходить ко второму русскому вопросу минуя первый? Зачем искать виноватого, если вам важен результат?

 

Я решил проверить. А что будет если я вместо обвинения людей (зачастую действительно ведущих себя не лучшим образом) буду поступать по другому? Результаты получились просто фантастическими.

 

Если в семейном конфликте уйти от поиска виновного а сказать что виноваты оба. Давайте это примем и сдадим дело о вине в архив. А теперь давайте перейдем к поиску причин возникновения вашей ситуации, то напряжение сразу снимается и разговор переходит в конструктивное русло.

 

Если ребенок приносит двойку и вы вместо того чтобы говорить о его вине, скажете что ничего страшного. Что двойка это сигнал. И давай подумаем как мы будем ее исправлять, то вместо нудного противостояния с ребенком вы сразу перейдете к работе над ошибками. Более того. Этим вы только укрепите отношения.

 

Если ваш подчиненный вас подвел и не сделал что-то в срок, и вы говорите ему, что вы все понимаете. Что у него были причины так задержать работу. И чем вы можете ему помочь чтобы он форсировал это задание. То вы часто можете услышать в ответ, что мол простите. Я возьму эту работу на дом. И завтра все будет готово.

 

Тут надо сказать еще одну важную вещь. Тот  человек который действительно ответственен за возникновение ситуации прекрасно это понимает и без вас. Т.к. он был в гуще событий. Он этим занимается регулярно. И обычно понимает в деле больше вашего. Единственно что его заставляет оправдываться и отрицать свою вину, это нежелание получать наказание. В любом виде. И как только вы снимаете угрозу наказания (я сейчас говорю больше для родителей и руководителей) так тут же получаете самого лучшего исправителя ситуации.

 

В заключение пример.

Прихожу в организацию, которая меня обслуживает по одному делу. Подхожу к моему менеджеру. Молодая красивая и умная женщина. Протягиваю ей старые договора. И прошу оформить новые. Т.к. изменилось действующее законодательство. Она в курсе и обещает сделать это через три дня. Вообще-то срок слишком большой. Новый типовой договор у них уже есть. Так что надо только вбить реквизиты. Дверь в кабинет юриста прямо рядом с ее столом. Ну да ладно. Мне не горит. Приду через три дня.

 

Прихожу. Пока иду по залу смотрю на моего менеджера. Она видит меня, взгляд обращается к лотку с документами, а там, на верху все так же лежат мои договора. Брови ее хмурятся. Она явно расстроена. И похоже настраивается оправдываться. Я подхожу, улыбаюсь и спрашиваю: - Очень много работы? Да не расстраивайтесь, Марина. Я понимаю. И ни в чем вас не виню. Вы были заняты и поэтому забыли. Ничего страшного. Но она уже приготовилась дать мне отпор и поэтому на автомате говорит: - Вы знаете у нас сейчас горячее время. Кроме вас много работы, так что я ваши договора пока не подготовила.  Говорит с вызовом, но уже понимая что говорит что-то не то. Я отвечаю что я понимаю. Я же это самое только что ей и сказал.

 

Пауза. Ее защита ушла в пустоту. Потому что я не нападаю. Это то что называется "разрыв шаблона". Она то готовилась отбиваться от обвинений. Несколько секунд я наблюдаю растерянность на лице. Потом еще одна попытка оправдаться. Я опять говорю: да я же не обвиняю! И спокойно благожелательно улыбаюсь. Еще пауза. Потом она говорит: подождите. Собирает мои документы и идет к юристу. Минут через пятнадцать она выходит ко мне. Дает новые уже проштампованные договора, и теперь уже сама извиняется, что не сделала это вовремя как обещала. Потому что действительно перегруз. Я ее благодарю, еще раз повторяю что я вовсе на нее не сержусь (а это правда) прощаюсь и иду к директору на подпись.

 

Что было бы если бы я начал предъявлять ей претензии (кстати, вполне обоснованные)? А длинный пустой разговор. Где бы я говорил что как так можно, что неужели за три дня нельзя сделать такую ерунду! А она бы защищалась и говорила что я тут не один у них. Что работы много. Мы истратили бы время. Разозлили бы друг-друга. Потом скорее всего я бы пошел жаловаться на нее директору. И т.д. Вместо этого я спокойно просидел 15 минут, и получил извинения и нужный мне результат.

 

Попробуйте сделать то же самое. Результат вас очень порадует.

 

Нет комментариев

Добавить комментарий