Статьи

Подстройка - раппорт - ведение.

Если начать синхронно с другим человеком совершать циклические движения (в так дышать, идти нога в ногу и т.п.) то можно достичь состояния которое называется "раппорт". Это особое состояние связанности с другим человеком. Когда два человека ощущают себя единым целым. Попытка совершать движения в так другому человеку называется "подстройка". После достижения раппорта можно осуществлять "ведение". Т.е. менять свое поведение. При этом человек с которым существует раппорт будет менять свое поведение вслед за вами.

 

В состояние раппорта могут входить не только два человека а больше. Например, когда воинское подразделение идет строем, нога в ногу, бойцы так же находятся в состоянии раппорта. При этом каждый ощущает приятное чувство единства со своими товарищами.

Такое состояние часто возникает на трибунах стадиона во время соревнований. Во время выступления рок-групп и т.п.

 

Это явление и его использование хорошо описано у Куприна. В "Олеся".

 

***

   - Что бы вам такое показать? - задумалась она. - Ну хоть разве это вот: идите впереди меня по дороге... Только, смотрите, не оборачивайтесь назад.

   - А это не будет страшно? - спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрыть боязливое ожидание неприятного сюрприза.

   - Нет, нет... Пустяки... Идите.

   Я пошел вперед, очень заинтересованный опытом, чувствуя за своей спиной напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя около двадцати шагов, я вдруг споткнулся на совсем ровном месте и упал ничком.

   - Идите, идите! - закричала Олеся. - Не оборачивайтесь! Это ничего, до свадьбы заживет... Держитесь крепче за землю, когда будете падать.

   Я пошел дальше. Еще десять шагов, и я вторично растянулся во весь рост.

   Олеся громко захохотала и захлопала в ладоши.

   - Ну что? Довольны? - крикнула она, сверкая своими белыми зубами. - Верите теперь? Ничего, ничего!.. Полетели не вверх, а вниз.

   - Как ты это сделала? - с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к моей одежде веточек и сухих травинок. - Это не секрет?

   - Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй, вы не поймете... Не сумею я объяснить...

   Я действительно не совсем понял ее. Но, если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мною следом шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшему моем движению, так сказать, отожествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту, когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек должен непременно упасть... Только много времени спустя я вспомнил сбивчивое объяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенных им над двумя пациентками Сальпетриера, профессиональными колдуньями, страдавшими истерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из простонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую пускала в ход хорошенькая полесская ведьма.

***

 

Применения этого явления очень разнообразны. Приведу пару примеров того, что можно использовать в быту.

 

Ночь. Рядом спит человек. Не то что храпит, но похрапывает. Мешает спать. Я "подстраиваюсь" к нему по дыханию. Дышу с ним в такт. Не громко, но чтобы он слышал. Дышу минуту или две. Приходит чувство синхронности. Это раппорт. Тогда я продолжая дышать поворачиваюсь на другой бок. Человек делает тоже самое. Во сне. И перестает храпеть.

 

Утро. Я проснулся. А человек рядом со мной продолжает спать. Мне скучно. Но тормошить и будить его грубо не хочется. Я начинаю синхронно дышать. Через непродолжительное время приходит ощущение раппорта. Тогда я демонстративно зеваю и потягиваюсь разводя руки в стороны. Человек просыпается и делает тоже самое.

 

Если сидя на собрании или в кинотеатре подстроится по дыханию к человеку который сидит впереди вас, и вы видите его дыхание по движению плечей, то он непременно к вам обернется. Он "почувствует" ваш взгляд. Хотя физически это ощущение будет передано через слух.

 

Ну и в заключении сценка из книги Ричарда Бендлера и Джона Гриндера. "Из лягушек - в принцы."

 

***

В одной  калифорнийской  психиатрической  больнице  был   парень, который  несколько  лет пребывал в кататоническом состоянии. Он все время сидел на кушетке в комнате отдыха. Единственное,  что он  мог предложить мне в качестве коммуникации - это свою позу и скорость дыхания. Глаза его были раскрыты, зрачки  расширены. Я  устроился  в кресле рядом с ним под углом 45 градусов, и принял точно такую же позу, как и он. Тут я даже не скрывал, что я делаю.  Я сидел  в  этой  же  самой  позе, что и он, и дышал вместе с ним примерно  45  минут. К  концу  этого  времени  я  стал  слегка варьировать  ритм моего дыхания -- он последовал за мной. Таким образом я узнал, что раппорт достигнут . Я мог и  дальше  менять ритм  своего дыхания и вывести его из кататонического  состояния постепенно. Но вместо этого я использовал шок,  закричав:  "Эй, есть  у  тебя  сигарета?"  Больной  вскочил  с кушетки и сказал: "Проклятье! Не смей больше этого делать!"

***

 

Нет комментариев

Добавить комментарий