Статьи

Канадский опыт.

На одном предприятии, которое расставляет и обслуживает торговые автоматы,  директор (мой приятель) был озабочен многочисленными поломками оборудования. Даже новые машины периодически простаивали, и к ним часто приходилось посылать людей.

 

Простой оборудования сам по себе неприятен – нет выручки. А тут еще управляющие предприятий (где стоят автоматы) начинают звонить и выражать недовольство. Что мол автомат уже долго не работает. Посетители жалуются. Что же вы такие плохие автоматы нам ставите? Ну и расходы по ремонту. В общем, со всех сторон плохо. У директора даже появились подозрения, что отдел по ремонту специально как-то ловчит, чтобы побольше получать денег. Т.к. деньги им начислялись за каждый выезд, и за каждую операцию по починке согласно расценкам.

 

Вот он и спросил меня, как бы так реорганизовать работу, чтобы во-первых уменьшить простои оборудования, а во вторых чтобы точно знать что ремонтники не приписывают себе несделанную работу.

 

Я вспомнил одну старую статью, еще 90-х годов о том, как в Канаде в какой-то провинции проводили эксперимент с пожарными. На этой территории (не помню, что это было, то ли район, то ли отдельный муниципалитет) вызвало руководство к себе пожарных командиров. И сказало: вот смотрите. За прошлый год мы (территория) потратили денег в связи с пожарами вот столько-то. Это ваша зарплата, выплаты по разнообразным страховкам, компенсации ущерба. Это вот вся сумма наших потерь на нашей территории от пожаров.

 

Теперь, со следующего отчетного периода правила игры меняются. Вы получите всю эту сумму в виде зарплаты, при условии, что на нашей территории не случится ни одного пожара, и соответственно из этой суммы не будет израсходовано ничего на компенсации и страховки. Если же пожары будут, то компенсации будем платить из этого фонда. И соответственно чем больше будет гореть, тем меньше вы получите. Понятно?

 

Понятно, ответили бравые пожарные и отбыли к себе обдумать сложившееся положение.

 

Не сразу, по-моему, только на второй год проведения эксперимента, но положение стало радикально меняться. Количество пожаров ни этой территории значительно снизилось. Чего собственно устроители этого эксперимента и добивались.

 

Причем никакой программы мероприятий руководству территории разрабатывать не пришлось. Пожарные все сделали сами. Сами пошли по организациям проводить предупредительные мероприятия. Они же специалисты. И сами лучше начальства знают, что надо сделать.

 

Все мы (люди) в этом смысле одинаковы. Если нас поставить в условия, когда мы можем, меняя свое поведение увеличить свой доход, то мы изменим свое поведение. И увеличим доход. Надо только немного подождать. И неукоснительно соблюдать правила игры. И все придет к нужному результату как бы само собой. Без начальственных указаний, штрафов, крика и инфарктов.

 

А если оплачивать каждый потушенный пожар, а за спасение погорельцев тоже давать премию и медали, что будет? Правильно. Количество пожаров увеличится. Увеличится так же количество героев-орденоносцев и соответственно погибших при исполнении. И дело тут не в каком-то сознательном и преступном намерении. Просто геройствовать будет выгодно. А предотвращать пожары - нет. Вот и будут люди вести себя сообразно обстоятельствам.

 

Но вернемся к нашему предприятию. Как перейти на новую форму расчетов с ремонтниками? Директор взял их оплату работ и выездов, и посчитал, сколько это процентов будет от выручки предприятия. Усреднил за последние полгода, и результат им объявил. Что так мол и так. Со следующего месяца вы получаете не за выполненные работы, а процент от оборота предприятия. Т.е. чем больше автоматы будут простаивать, тем меньше вы получите.

 

И результат пришел. На третий месяц работы новой системы оплаты время простоя сократилось видимо даже на глаз. Мало того. Ребята предложили поменять автоматы местами. Сами предложили! Те, которые чаще ломаются перевезти поближе к офису. Чтобы быстрее туда приезжать. Что и было сделано. А через полгода начальник отдела ремонта принес директору еще один проект. Если вложить немного денег в запчасти, то можно сделать две вещи. Модернизировать несколько старых машин так, чтобы они реже ломались. И создать обменный фонд запчастей для оперативной замены на месте. Что так же уменьшит время простоя. И все это без начальственных указаний, штрафов и нервов.

 

Нет комментариев

Добавить комментарий